Психодиагностика семейных взаимоотношений

Семья

Когда у родителей начинаются проблемы с детьми, они чаще всего ищут способ "вылечить" ребенка, сделать его послушным и воспитанным. Мало кто из взрослых в этот момент задумывается, что причины нужно искать, прежде всего, в себе, в особенностях семейного воспитания.

Ключевой момент понимания причин — это получение и осознание объективной информации об условиях организации семейного пространства и межличностных отношениях. Комплекс Effecton Studio для социальной работы предоставляет возможности для психодиагностики семейных взаимоотношений. Ключевым в этом плане является опросник АСВ комплекса, позволяющий провести анализ семейного воспитания. Данная диагностическая методика разработана Э.Г. Эйдемиллером и является одной из самых востребованных среди подобных ей как при письменном, так и при компьютерном тестировании. Опросник состоит из 130 утверждений и позволяет выявить порядка 20 наиболее часто встречающихся отклонений в воспитании.

Отношение к ребенку проявляется, прежде всего, в заботе о нем. Степень заботы (протекции) определяется количеством внимания, вложенных сил и времени. АСВ выявляет проблемные формы протекции: гипер- и гипопротекцию. При гиперпротекции внимание и опека ребенка чрезмерны, по сути, воспитание становится смыслом жизни родителей. При гипопротекции забота о ребенке осуществляется от случая к случаю. Оба названных вида протекции — основа для появления проблем в жизни детей.

Воспитание

Следующий набор диагностических шкал касается степени удовлетворения потребностей и уровня требовательности к ребенку. Родитель может осуществлять опеку, но при этом не удовлетворять потребности ребенка или, наоборот, максимально потворствовать всем его капризам и желаниям. Требовательность тоже осуществляется по-разному: бывает, что требования чрезмерны и не соотвествуют возможностям ребенка, тем самым травмируют его психику, или требования не предъявляются практически совсем, что также порождает отклонения в поведении ребенка.

Различное сочетание уровней протекции, удовлетворения потребностей, требований-обязанностей, требований-запретов и санкций позволяет выделить пять основных типов нарушения семейного воспитания. Кроме этого опросник диагностирует неустойчивость стиля воспитания, что также является нарушением, так как рождает непоследовательность в родительских действиях и приводит к манипулятивному поведению ребенка или чрезмерному упрямству.

Последняя группа шкал выявляет склонность родителей к решению личностных проблем за счет ребенка:

  • расширение сферы родительских чувств, когда на ребенка, например, перекладываются обязанности и чувства отсутствующего супруга;
  • предпочтение в подростке детских качеств — игнорируется взросление ребенка, проявляется отношение, как к маленькому;
  • воспитательная неуверенность родителя, когда родитель идет на поводу у собственного ребенка;
  • фобия утраты ребенка , когда родители буквально "дышат" на свое чадо, так как была угроза его жизни;
  • неразвитость родительских чувств в том случае, когда сами родители не получили в детстве любви и внимания, поэтому не могут дать это и своему ребенку; 
  • проекция на подростка собственных нежелаемых качеств, когда родители видят в детях то, что не желают замечать в себе;
  • вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, когда ребенок становится заложником отношений между родителями;
  • сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка — предпочтение мужских качеств — шкала ПМК;
  • сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка — предпочтение женских качеств — шкала ПЖК.