Психодиагностика семейных взаимоотношений
Ключевой момент понимания причин — это получение и осознание объективной информации об условиях организации семейного пространства и межличностных отношениях. Комплекс Effecton Studio для социальной работы предоставляет возможности для психодиагностики семейных взаимоотношений. Ключевым в этом плане является опросник АСВ комплекса, позволяющий провести анализ семейного воспитания. Данная диагностическая методика разработана Э.Г. Эйдемиллером и является одной из самых востребованных среди подобных ей как при письменном, так и при компьютерном тестировании. Опросник состоит из 130 утверждений и позволяет выявить порядка 20 наиболее часто встречающихся отклонений в воспитании.
Отношение к ребенку проявляется, прежде всего, в заботе о нем. Степень заботы (протекции) определяется количеством внимания, вложенных сил и времени. АСВ выявляет проблемные формы протекции: гипер- и гипопротекцию. При гиперпротекции внимание и опека ребенка чрезмерны, по сути, воспитание становится смыслом жизни родителей. При гипопротекции забота о ребенке осуществляется от случая к случаю. Оба названных вида протекции — основа для появления проблем в жизни детей.
Различное сочетание уровней протекции, удовлетворения потребностей, требований-обязанностей, требований-запретов и санкций позволяет выделить пять основных типов нарушения семейного воспитания. Кроме этого опросник диагностирует неустойчивость стиля воспитания, что также является нарушением, так как рождает непоследовательность в родительских действиях и приводит к манипулятивному поведению ребенка или чрезмерному упрямству.
Последняя группа шкал выявляет склонность родителей к решению личностных проблем за счет ребенка:
- расширение сферы родительских чувств, когда на ребенка, например, перекладываются обязанности и чувства отсутствующего супруга;
- предпочтение в подростке детских качеств — игнорируется взросление ребенка, проявляется отношение, как к маленькому;
- воспитательная неуверенность родителя, когда родитель идет на поводу у собственного ребенка;
- фобия утраты ребенка , когда родители буквально "дышат" на свое чадо, так как была угроза его жизни;
- неразвитость родительских чувств в том случае, когда сами родители не получили в детстве любви и внимания, поэтому не могут дать это и своему ребенку;
- проекция на подростка собственных нежелаемых качеств, когда родители видят в детях то, что не желают замечать в себе;
- вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, когда ребенок становится заложником отношений между родителями;
- сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка — предпочтение мужских качеств — шкала ПМК;
- сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка — предпочтение женских качеств — шкала ПЖК.